10 марта исполняется 115 лет со дня рождения Жозефа Яковлевича Котина ‒ выдающегося советского конструктора.
Под его руководством создавались тяжелые советские танки семейств КВ и ИС, может, и не такие знаменитые, как Т-34, но зато буквально сокрушавшие машины и укрепления врага. Особенно отличился ИС-2, который вошел в историю как самый мощный и неуязвимый из советских танков. Запущенный в производство во втором, победном, периоде войны, этот танк брал штурмом самые неприступные крепости противника.
Выпуск самой крепкой брони в СССР был налажен на челябинском заводе, получившем в народе название «Танкоград», главным конструктором которого в военное время был Жозеф Котин. Сейчас это Челябинский тракторный завод, входящий в корпорацию «Уралвагонзавод» Ростеха. Расскажем о «крепостях» на гусеницах Жозефа Яковлевича Котина.
Завод и танк имени Кирова
Жозеф Котин начал изучать танки еще в возрасте 21 года, когда его за отличную учебу направили с автомобильного факультета Харьковского технологического института в Ленинград, на факультет механизации и моторизации РККА Военно-технической академии имени Ф.Э. Дзержинского.
Окончив академию в 1932 году, Котин остается работать в учебном заведении и быстро продвигается по научной карьерной лестнице. В следующие пять лет он проходит путь от рядового инженера до начальника конструкторского бюро научно-исследовательского отдела.
В сферу научных интересов Котина входит танковое направление и проблемы переброски тяжелой техники.
В 1937 году в возрасте 29 лет Жозеф Яковлевич возглавляет специальное конструкторское бюро (СКБ-2) Кировского завода в Ленинграде, то есть становится фактически руководителем танкового направления на крупнейшем машиностроительном заводе страны.
В 1938 году конструкторы Кировского завода под руководством Котина разрабатывают проект тяжелого трехбашенного танка «Сергей Миронович Киров» (СМК). Идея такого «змея горыныча» в то время считалась весьма перспективной конструкторской находкой. Тот же Кировский завод выпускал серийно трехбашенный средний танк Т-28, прототипом которого послужил тоже «трехголовый» британский «Виккерс 16-тонный». Кстати, с приходом Котина была проведена работа по повышению надежности и улучшению характеристик Т-28.
Партия и правительство требовали новых машин, и СМК в новой концепции танкового дела в РККА должен был стать тяжелым танком прорыва. Здесь сделаем небольшое отступление. Тяжелая машина – это не только мощное вооружение, но и новый уровень защиты. Бои в Испании и опыт конфликтов на Халхин-Голе показали, что нужно менять сами подходы к танкостроению. Развитие артиллерии и противотанковых средств поражения требовало создания эффективной противоснарядной брони. Молодые конструкторы, которых выдвинул Котин еще в 1937 году, стали работать над этой задачей, вести расчеты, разрабатывать принципиально новые решения.
Итак, вернемся к СМК. Его проект предполагал массу 55 тонн, одна башня должна была быть вооружена 76-мм пушкой, а две другие – получить 45-мм пушки. Проект и макет танка показали членам правительства, и по итогам его рассмотрения конструкторы получили указание снять одну башню и за счет полученной экономии массы дополнительно усилить броню танка. Так трехбашенный проект был реализован как двухбашенный.
Танк СМК проходил фронтовые испытания в ходе советско-финской войны, прорывал линию Маннергейма, но в итоге в серию не пошел. Значительные размеры, большая масса, неповоротливость и экипаж машины боевой в семь человек делали танк неконкурентоспособным среди других машин.
«Клим Ворошилов» и «Иосиф Сталин»
Сейчас представляется уже очевидным, что в итоге победила однобашенная конструкция, а все прочие варианты стали боковыми ветвями танковой эволюции. Вот и СМК проиграл в пользу однобашенного танка KB («Клим Ворошилов»), который тоже параллельно разрабатывала группа Котина. Но их главная идея о том, что толстая броня показывает неоспоримые преимущества, только получила лишние доказательства в ходе прорыва линии Маннергейма, и все полезные характеристики СМК унаследовал КВ.
Первый образец «Клима Ворошилова» был собран в сентябре 1939 г. и вместе с СМК отправился на Карельский перешеек для участия в прорыве линии Маннергейма. KB, оснащенный новым дизельным двигателем типа В-2, показал себя более подвижным и живучим, чем СМК. Финские пушки на линии Маннергейма были бессильны против его брони. Но огневой мощи для борьбы с укреплениями «Климу Ворошилову» не хватало. Несмотря на это уже через несколько дней боев его приняли на вооружение Красной армии. Так первое детище Котина и его команды стало в строй. А к концу советско-финской войны танк доработали, новая модификация с более сильной пушкой получила название КВ-2.
Советский тяжелый танк КВ-2 на полигоне в подмосковной Кубинке
Дизельный двигатель стал еще одним преимуществом танков КВ. До этого машины заправляли бензином, который более воспламеняем, чем дизель. В начале Великой Отечественной танки КВ, несмотря на имеющиеся недостатки вроде недостаточной надежности, вызывали у врага ужас вперемешку с уважением. Лейтенант Гельмут Ритген из немецкой 6-й танковой дивизии писал, что появление машин этого семейства ознаменовало совершенно новый уровень вооружений, брони и веса танков. В свою очередь немецкие танки стали вдруг противопехотным оружием, бессильным против своих советских противников. Для того чтобы потягаться с КВ, им нужно было новое вооружение – мощные длинноствольные пушки большего калибра. Снаряды просто отскакивали от советских танков. КВ шли на танки врага, и даже плотный огонь немцев не приносил никакого результата.
С началом войны Жозеф Котин занял пост заместителя наркома танковой промышленности. Ему удалось в короткие сроки нарастить в два раза серийное производство тяжелых машин. Прямо с заводского конвейера новые танки шли сразу в бой.
Из Ленинграда танковое производство Кировского завода эвакуировали в Челябинск. Уже через неделю после переезда первые танки пошли на фронт. Из семи эвакуированных в город предприятий был создан Челябинский Кировский завод с неофициальным названием «Танкоград», который стал настоящим гигантским центром по разработке, усовершенствованию и, главное, массовому производству танков.
Но и немецкая промышленность на месте не стояла и ответила на угрозу КВ новыми «Тиграми» и «Пантерами». Котину и его команде снова нужно было утереть нос врагу. И они достойно решили эту задачу – их новый танк прорыва «Иосиф Сталин» (ИС) по броне превосходил немецкие танки в полтора-два раза. Сила орудия по сравнению с «Климом Ворошиловым» выросла в пять раз. Самой успешной стала модификация ИС-2, созданная под непосредственным руководством Котина.
Красноармейцы на тяжелом танке ИС-2 на улице взятого Берлина
ИС-2 стал самым тяжелым по броне и одним из лидеров по силе огня среди гусеничных тяжеловесов Второй мировой войны. По мнению многих экспертов, танк ИС-2 был единственным танком антигитлеровской коалиции, чье бронирование предоставляло защиту от знаменитых немецких 88-мм пушек и длинноствольных 75-мм орудий.
В серию танк пошел в ноябре 1943 года, что было очень своевременно. Для ИС-2 как раз было много достойной его характеристик работы – прорыв укреплений и штурм гитлеровских крепостей. И с этой задачей танк справился на «отлично».
Отчеты Управления самоходной артиллерии Красной армии свидетельствуют, что 122-мм пушка танка ИС вернула нашим машинам утраченное на время огневое превосходство над противником. По мощности своего выстрела 122-мм пушка Д-25 оставила далеко позади 88-мм пушки немецких танков. Боевые действия показали, что 122-мм пушки ИС эффективно работают против тяжелых и средних танков противника, пробивая их броню с дистанции 2,5 км.
Боевое крещение новый танк команды Котина принял в апреле 1944 года и до конца войны продолжал дорабатываться. Немецкое командование рекомендовало своим танкистам не вступать с ИС-2 в бой лицом к лицу, а атаковать из засад. «Иосиф Сталин-2» показал себя настолько успешной машиной, что оставался на вооружении Советских вооруженных сил, а затем и армии России вплоть до 1993 года.
Источник — Ростех