Глава Департамента аграрного бенчмаркинга НИИ сельской местности, лесного и рыбного хозяйства Германии Доктор Елто Циммер
Из архивов старого сайта консалтингово-информационного агентства САМБРОС КОНСАЛТИНГ
Впервые опубликовано в сентябре 2012 года
30 июля, 2012 года «САМБРОС КОНСАЛТИНГ» опубликовал статью «Mach mit, Mach’s nach, Mach’s besser !?» «Делай с нами, делай, как мы, делай лучше нас !?» (Размышления на тему «аграрного бенчмаркинга» и общей пользы знаний .
В статье была высказана точка зрения «САМБРОС КОНСАЛТИНГ» на историю и актуальные по сей день аспекты системы изучения и внедрения опыта передовых сельскохозяйственных предприятий (или, как ее называют за рубежом: «аграрного бенчмаркинга»).
С предложением изложить свою точку зрения на поднимаемую тему мы обратились в ведущие российские аграрные НИИ, высшие учебные заведения аграрного и экономического направления, а также — в Немецкое Сельскохозяйственное Общество — DLG (поскольку DLG e.V. является одним из основателей проекта «Аграрный бенчмаркинг» — the agri benchmark).
Сегодня мы хотим познакомить Вас с точкой зрения Главы Департамента аграрного бенчмаркинга НИИ сельской местности, лесного и рыбного хозяйства Германии Доктора Елто Циммера (YZ).
1. Применяется ли в названии проекта «Аграрный бенчмаркинг» термин бенчмаркинг в значении, близком с приведенным далее определением?
БЕНЧМАРКИНГ (англ. bench mark — начало отсчета) — метод использования чужого опыта, передовых достижений лучших компаний, подразделений собственной компании, отдельных специалистов для повышения эффективности работы, производства, совершенствования бизнес-процессов; основан на анализе конкретных результатов и их использовании в собственной деятельности. (Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь.— 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2006. — 495 с ) Если значение термина «бенчмаркинг», используемого в названии проекта (the agri benchmark) иное, то пожалуйста, приведите его.
YZ: Главное отличие этого определения от концепции работы нашей организации заключается в том, что мы не исследуем лучшие компании. Мы сравниваем ключевые экономические показатели, такие как затраты на оплату труда на единицу произведенной продукции (к примеру, пшеницы) или затраты на азотные удобрения на единицу произведенной продукции для различных типов хозяйств и разнообразных природных и экономических условий.
2. Действительно ли организаторы проекта «Аграрный бенчмаркинг» (the agri benchmark) считают, что система изучения и внедрения опыта и достижений передовых предприятий в сфере АПК (т. е. аграрный бенчмаркинг) никогда не использовалась ни в России, ни в СССР (как следует из заметки, размещенной на сайте ИКАР http://ikar.ru/lenta/412.html ) ?
YZ: Я не уверен, что никто другой до этого не пытался сравнить производство сельскохозяйственной продукции в России с более развитыми типами производства в различных частях мира. В чем я точно уверен, что до сих пор нет никакой другой глобальной системы, которая предусматривает подобное сравнение на единой и сопоставимой основе для всех основных стран-производителей. И это очень важно, потому что когда речь идет об отдельных хозяйствах в разных странах, любое сопоставление может закончиться сравнением яблок с ананасами, так как статистическая отчетность везде разная. Это, в частности, верно, поскольку в России в настоящее время отсутствует ключевая экономическая информация, а также существующая статистическая информация используется государственными службами в целях налогообложения (что, как правило, приводит к искажению реальной ситуации в отчетности) и для других целей, но не для реалистичного экономического анализа сельскохозяйственных организаций.
3. Может ли, на взгляд организаторов проекта «Аграрный бенчмаркинг» (the agri benchmark), система изучения и внедрения опыта передовых предприятий в АПК стать единственным методом, ведущим к прогрессу и повышению эффективности агропромышленного производства, или бенчмаркинг необходимо использовать в комплексе с другими методами? Какими?
YZ: Конечно, метод аграрного бенчмаркинга не единственный. В нашей работе мы детально анализируем (вместе с производителями и советниками) как выглядит типичное сельскохозяйственное предприятие (используемые системы обработки почвы, севообороты, интенсивность использования доходов, урожайность). Исходя из этого мы анализируем как эти типичные хозяйства функционируют в существующих экономических условиях. Регионы, в которых мы определяем типичные хозяйства, а также типы и размеры типичных ферм определяются нами с помощью данных официальной статистики.
Таким образом, мы можем изучать сельское хозяйство от частного к общему и наоборот. Кроме того, наша организация НИКОГДА не дает советы типа «делайте так, а не иначе». Мы занимаемся информированием общественности и лиц, принимающих решения, о том, что было успешно сделано в другом месте и мы считаетм, что это может быть использовано для трансферта технологий. Например, я могу сказать: изучая данные о производстве кукурузы в некоторых регионах России, может быть эффективным применение севооборота кукуруза – соя, как это используется в некоторых штатах США.
4. Какие, на Ваш взгляд, существуют ограничения и опасности применения системы бенчмаркинга в условиях рыночной экономики?
YZ: Остановиться думать – единственный риск. Это связано с тем, что одна система хорошо работает в одной части мира, но это не означает, что она будет успешна в других, особенно в случае больших различий природных и экономических условий.
5. Могут ли сельхозпредприятия заниматься бенчмаркингом самостоятельно? При каких условиях? В каких случаях и чья помощь им нужна?
YZ: В большинстве развитых странах Запада система внутреннего бенчмаркинга очень популярна. Я поланаю, что в Германии, например, около 80% профессиоанальных фермеров вовлечены в бенчмаркинг. Что необходимо для этого – готовность раскрыть экономические показатели и информацию опытному советнику, который способен собрать, проанализировать экономическую информацию и определить точки в организации предприятия и производственного процесса, которые являются причиной различий в производительности.
6. Пожалуйста, расскажите (хотя бы вкратце) о деятельности проекта «Аграрный бенчмаркинг». Какие Ваши услуги были бы наиболее полезны предприятиям российского АПК сегодня? Каковы условия получения этих услуг для российских предприятий агропромышленной сферы?
YZ: В настоящее время мы осуществляем внутренний бенчмаркинг в некоторых Российских агрохолдингах. Что мы в основном пытаемся делать – это предоставить некоторые идеи для учавствующих компаний о сильных и слабых сторонах их бизнес-модели по сравнению с остальными Российскими компаниями. Кроме того, мы создаем некоторые экслюзивные прямые сравнения с важными международными производителями для русских участников. Оба сравнения могут служить для более углубленного анализа соответствующих бизнес-моделей, севооборотов и производственных систем. Этот шаг, однако, должен быть сделан участниками самостоятельно и/или с внешним советником. Мы были бы очень рады поговорить о деталях нашей работы и условиях при личной встрече – просто дайте нам знать