1 0
Read Time:7 Minute, 51 Second

О работе Балашовской рембазы по восстановлению боевой авиатехники, авиамоторов и спецавтомашин в годы Великой Отечественной войны

Фото: АО «Рембаза»

К концу Великой Отечественной войны Балашовская 401-я Центральная авиаремонтная база ВВС КА (ныне — АО «Рембаза») по объему выпускаемой продукции, производственным мощностям, стоимости основных фондов, по численности сотрудников стала самым крупным ремонтным предприятием Военно-воздушных сил Красной армии.

Работая на пределе возможности, чтобы советские летчики снова и снова поднимались в небо и давали бой фашистам, Балашовская рембаза своим примером показала мужество и стойкость русского человека.

Сегодня «Рембаза» входит в АО «Ремвооружение», находящееся под управлением компании «РТ-Капитал» Госкорпорации Ростех.

Из мастерской — в бой!

Балашовская рембаза начала свою производственную деятельность в 1931 году как небольшие авиационные мастерские в составе Балашовской летной школы гражданского воздушного флота в г. Балашове Саратовской области. Затем в 1933 году мастерские были преобразованы в Ремонтный завод № 88 ГУ ГВФ. В 1939 году по приказу НКО СССР от 17.08.1939 № 0134, подписанному наркомом обороны СССР маршалом Советского Союза Климентом Ворошиловым, завод передавался в состав 27-й Читинской военной школы пилотов как авиационные мастерские школы.

В 1941 году с первых же месяцев войны балашовские авиаремонтники включились в работу для фронта. Основным лозунгом первых военных лет было «Хочешь врага победить на войне — план выполняй вдвойне и втройне!»

Фронту нужны были самолеты. В этот период очень не хватало боевых самолетов из-за их больших потерь в воздушных боях и от огня вражеской зенитной артиллерии. Советская промышленность не могла удовлетворить потребности военной авиации. Мастерские делали все возможное, а порою и невозможное, чтобы выпустить больше самолетов из ремонта.

Восстанавливали такие машины, которые в мирное время шли бы на слом, особенно самолеты деревянной конструкции. Но выбора не было. Использовались любые летательные аппараты, даже такие, как биплан Р-Z, уже давно снятый с вооружения. «Кукурузники» У-2 (По-2) специалисты балашовского завода превращали в боевые машины, устанавливая бомбардировочное оборудование. Отсюда и зародилась идея создать из этих самолетов легкобомбардировочные части ночных бомбардировщиков.

Ремонт крыла советского самолета-истребителя Як-1Б из состава 21-го истребительного авиаполка ВВС

Рабочий день устанавливался с 8 до 22 часов. Сроки восстановления были очень ограничены требованием военной обстановки. В помощь мастерским были мобилизованы все слесари и токари железной дороги и заводов города, то есть все, кто умел держать в руках молоток. Набралось работников более 1000 человек. Работали круглые сутки при свете прожекторов. Отдыхали прямо под самолетами. Все квалифицированные рабочие были забронированы.

Суточное задание было трудновыполнимым. Из ремонта каждые сутки должны были выпускаться один бомбардировщик, один истребитель, пять авиамоторов, две спецавтомашины и пять воздушных винтов. Несмотря на все трудности, плановые задания выполнялись многими на 200-300%. Рабочие соревновались за присвоение звания «фронтовой бригады».

Напряжение с каждым месяцем возрастало. В июле 1941 года на станцию Балашов прибыло несколько эшелонов со 189 разобранными скоростными бомбардировщиками СБ (АНТ-40) для фронта. Из Забайкалья перебрасывалась в полном составе бомбардировочная авиадивизия. Была поставлена задача в течение двух недель самолеты собрать, отремонтировать, облетать и отправить на фронт в район Харькова.

Авиарембаза работала круглосуточно. За сутки собирали по 12-13 самолетов. В заданный срок все они были собраны и облетаны. Дивизия в полном составе улетела на фронт.

Тогда же организуются выездные фронтовые бригады по ремонту поврежденных в боях самолетов и моторов непосредственно на полевых аэродромах. Первую бригаду по ремонту бомбардировщиков СБ возглавил мастер цеха М.М. Кожухов, впоследствии награжденный за умелое выполнение заданий боевым орденом Красной Звезды.

Поток израненных самолетов ежемесячно возрастал. В ремонт поступали различные типы боевых самолетов: Як-1, Як-7, Як-9, МиГ-3, ЛаГГ-3, Ил-2, СБ, Р-5, Р-7, По-2, транспортные самолеты Ли-2. Из 40 типов самолетов, находившихся на вооружении ВВС КА, через руки балашовских авиаремонтников в годы войны прошло 25 типов. Только за 1941 год было выпущено из ремонта 123 самолета, 58 авиамоторов, 154 спецавтомашины.

Фронт приближался. Разнотипность самолетов росла, а вместе с ней росли и трудности. Ремонтной документации не было, отсутствовали запасные части, не хватало материалов, горючего. Фронт продолжал активно требовать самолеты. Рабочий день у сотрудников длился по 12-16 часов в сутки. Сотрудники спали прямо на рабочем месте.

«Ребята, поднажмите, на фронте тяжело»

Летом 1942 года немецко-фашистские войска прорвались к Волге. Началась многомесячная кровопролитная оборона Сталинграда. Для массированных бомбежек города и наших позиций, переброски войск и военных грузов немецкое командование интенсивно использовало авиацию. В воздушных боях с нашей стороны принимали участие четыре армии, имевшие в своем составе 1414 самолетов, 400 из них были устаревших конструкций, их живучести хватало на два-три боевых вылета. Стоит ли удивляться, что наша авиация несла значительные потери.

Приближение фронта поставило вопрос об эвакуации авиамастерских, но скоротечное ухудшение обстановки на Воронежском и Сталинградском фронтах не позволило осуществить этот план, и командованием ВВС КА принимается решение о включении Балашовских авиамастерских в состав ВВС Центрального, а затем Юго-Западного фронтов.

Для оперативного руководства рембазу передали из 2-й Воздушной армии ВВС Воронежского фронта в состав 16-й Воздушной армии ВВС Сталинградского фронта, затем — в 17-ю Воздушную армию ВВС Донского фронта. Авиамастерские становятся боевой единицей ВВС.

Поврежденные в воздушных боях самолеты, пригодные для восстановления, с места боевых действий специальными подразделениями вывозились, грузились на железнодорожные платформы и отправлялись на ремонт. Почти каждый день на территорию Балашовской авиарембазы на платформах поступали искореженные в боях воздушные машины. На них было страшно смотреть — не верилось, что они когда-то снова поднимутся в небо.

Балашовскую базу регулярно посещал командующий 16-й Воздушной армией генерал-майор Сергей Игнатьевич Руденко, запомнившийся фразой: «Ребята, поднажмите, на фронте тяжело!»

Сотрудники завода задание выполняли, хотя оно было на грани человеческих возможностей. Несмотря на трудности, балашовские авиаремонтники ежедневно передавали боевым летчикам отремонтированные самолеты. Только на Сталинградский фронт в 16-ю Воздушную армию было передано 342 боевых самолета, 706 моторов, 155 спецавтомашин.

Родина высоко оценила вклад балашовских авиаремонтников в битву на Волге, наградив 175 человек медалью «За оборону Сталинграда» и 11 человек орденом Красной Звезды.

Самолеты для полка Гризодубовой

Особая страница в военной истории базы началась летом 1942 года. Из аэропорта «Чкаловский» на аэродром Балашовской военной школы пилотов передислоцировался 101-й авиационный полк под командованием полковника Валентины Степановны Гризодубовой. Полк был вооружен самолетами Ли-2 (Дуглас СИ-47) и действовал по тылам врага, а также отвечал за обеспечение действий партизан в тылу врага. Всего по намеченным целям полк произвел 401 боевой вылет, сбросил 413 тонн бомб.

Транспортный самолет Ли-2, доставивший боеприпасы на передовые позиции. 29 апреля 1944 г. Фото: интернет-музей российской авиации «Авиару.рф»

На коллектив мастерских возлагалась особая задача по ремонту самолетов этого полка. В каком бы состоянии ни возвращался самолет с боевого задания, он через сутки должен был быть отремонтирован, испытан и подготовлен к следующему вылету. Специально сформированные бригады рабочих днем и ночью, в любую погоду работали на стоянках полка по восстановлению самолетов.

Ни одной аварии, катастрофы или вынужденной посадки по вине личного состава мастерских не было. Полк выполнял все задачи качественно и в срок.

Ленд-лиз на ремонте

Летом 1943 года начали поступать на ремонт американские и английские самолеты, поставленные по программе ленд-лиза. На базе в Балашове ремонтировались знаменитые двухдвигательные бомбардировщики «Бостон» с двигателями воздушного охлаждения «Райт Циклон» и истребители «Харрикейн». Однако условия для восстановления этих машин были далеки от идеальных.

С первых дней работы на базе возникли серьезные трудности — отсутствовала необходимая техническая документация для ремонта как самолетов, так и двигателей, а также инструменты и запасные части. К этому времени в цехе ремонта вооружений трудился коллектив из 13 человек, среди которых был и ветеран труда рабочий Иван Ильич Уткин. В своих воспоминаниях он отмечает: «С первыми машинами были сложности, как их ремонтировать, не знал никто. Большую помощь на начальном этапе оказал инженер-полковник Саевский, который прошел обучение в США. Именно он передавал знания нам».

Истребитель Hurricane Мк.IIA ВВС РККА. Фото: интернет-музей российской авиации «Авиару.рф»

Одной из главных проблем стало отсутствие запасных частей для ремонта. В ответ на это личный состав был вынужден проявлять смекалку и проводить рационализаторскую работу, изготавливая необходимые приспособления для ремонта двигателей «Райт Циклон» и самолетов. Несмотря на все трудности, в первом квартале 1944 года моторный цех выпустил из ремонта 444 единицы двигателей «Райт Циклон».

Одним из наиболее интересных самолетов, прошедших через руки советских механиков, стал истребитель «Харрикейн», не вызвавший восторга из-за слабого вооружения. Наши техники в духе творчества и инноваций доработали британский самолет, установив на него отечественное стрелково-пушечное вооружение. Это позволило значительно улучшить боевые характеристики истребителя. Британские пулеметы калибра 7.62 мм заменяли на более мощный советский калибр 12.7 мм или устанавливали пушку ШВАК (калибр 20 мм) с двумя пулеметами. Также на самолете были добавлены подвески для неуправляемых реактивных ракет Р-82. Изменения в конструкции системы охлаждения двигателя стали еще одним шагом к повышению боеспособности истребителя.

К концу 1944 года советские специалисты полностью освоили ремонт иностранных самолетов, продемонстрировав свои навыки в условиях, когда время работало против них. За время войны было отремонтировано четыре истребителя «Харрикейн» и 29 бомбардировщиков «Бостон-3».

Человеческий подвиг

В тяжелейших производственных и бытовых условиях балашовские авиаремонтники с поставленными задачами справлялись. На работу в любую погоду ходили пешком. Некоторые рабочие, особенно подростки, чтобы не ходить домой, оставались спать на верстаках и в раздевалках. Работали с полной отдачей сил по 12-16 часов без выходных и отпусков.

Питание было скудным. На сутки каждому работающему выдавалось в рембазовском ларьке по 700 граммов хлеба, а в столовой в обед ждала жидкая овощная похлебка. Многие сотрудники умудрялись из этого пайка большую часть хлеба уносить домой детям.

В итоге каждый четвертый самолет, каждый пятый мотор, каждая пятая спецавтомашина, отремонтированные в годы войны стационарными ремонтными органами ВВС, вышли из цехов Балашовской авиаремонтной базы. Восстановленных на рембазе за годы войны боевых машин хватило бы для укомплектования по штатам военного времени четырех воздушных армий.


Источник  — Ростех

 

Happy
Happy
0 %
Sad
Sad
0 %
Excited
Excited
0 %
Sleepy
Sleepy
0 %
Angry
Angry
0 %
Surprise
Surprise
0 %