Установка башен на конвейер окончательной сборки танков Т-34 Уральского танкового завода №183 в Нижнем Тагиле. Фото: Российский Государственный архив экономики
В годы Великой Отечественной войны Уралвагонзавод стал основным производителем танков Т-34.
Всего за годы войны с конвейера в Нижнем Тагиле сошло более 25 тыс. легендарных бронемашин. Напряженные сменные задания коллектив предприятия не только выполнял, но и перевыполнял. Здесь зародилось и к февралю 1942 года оформилось движение «тысячников», которое быстро распространилось по всей стране.
Евгения Герасимовна Клементьева
Награждена орденом Отечественной войны, медалями Жукова, «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За оборону Москвы». Всю жизнь проработала на Уралвагонзаводе. В 2022 году Евгения Герасимовна отметила 101-й день рождения!
Я родилась в Белоруссии. В 14 лет с семьей переехала в Нижний Тагил. Окончила восемь классов, курсы плановиков, химлаборантов, стенографистов. Начала работать на Уралвагонзаводе архивариусом – выдавала и принимала чертежи.
Когда началась Великая Отечественная война, мне было 20 лет. Я работала на оборонном заводе №56 и была членом райкома комсомола. Когда началась война, организовала группу комсомолок-добровольцев. Я и себе повесточку на фронт написала, а маме сказала, что меня в армию забирают.
В годы войны служила в войсках ПВО, защищала небо Москвы. Поначалу мы стреляли кто куда. Командир на это говорил: «Эх, опять попали в Свердловскую область». Потом научилась наводить пулемет на цель, стала командиром пулеметного отделения, мне присвоили самое высокое звание – ефрейтор. Мы охраняли авиационный завод: на него налеты немецких самолетов были часты. Страшно, конечно, когда летят, бомбят.
Когда объявили победу, мы от радости вытащили командира взвода в форточку и подбрасывали!
После войны вернулась в Нижний Тагил. Всю жизнь проработала на Уралвагонзаводе в отделе жилищно-коммунального хозяйства, где и встретила будущего мужа. По нашим стопам на Уралвагонзавод пошли одна из дочерей и внучка.
Хочу поделиться с молодежью рецептом долголетия: не пить, не курить! Помню, в 1941 году, когда была командиром отделения, отчего-то нервничала. Тут мне солдат один, старичок такой, и говорит: «Покури, доченька». И только я папиросу в рот, как бежит лейтенант, комвзвода и – бац рукой по этой папиросе! С тех пор и не курю. Вкуса водки тоже, можно сказать, не знаю.
Антонина Егоровна Сорокоумова
Во время войны трудилась в специальной химической мастерской «Омсктрансмаша». На омском заводе проработала всю жизнь, с 1939 года до выхода на пенсию. В этом году Антонине Егоровне исполнится 99 лет.
Я родилась 21 июня 1923 года. Когда началась война, мне было 18 лет. До войны я успела получить химическую специальность и работала на ТЭЦ №2, она являлась одним из цехов нашего завода. Активно занималась общественной жизнью, была комсоргом.
От нашего завода я получила путевку в санаторий. В середине нашего отдыха вдруг по рупору Левитан Юрий Борисович объявляет, что на нас напали, что началась война. Мы все были в ужасе, тут же бросили весь отдых и направились прямиком в военкомат.
Когда началась война, в военкоматах выстроились очереди из молодых парней и девушек, которые хотели попасть на фронт. Я тоже пошла туда с заявлением. Меня стали расспрашивать, разбираться, где и кем я работаю. Я была комсоргом, и когда в военкомате узнали об этом, то сказали, что я останусь здесь – на фронте нужны люди, но и в тылу должен кто-то остаться. Так я осталась работать на заводе.
Трудилась в химической лаборатории, а потом главный механик позвал меня к себе в отдел. Им нужен был человек, разбирающийся в химии, потому что завод тогда сам изготавливал сульфофрезол и эмульсол, которые использовались для смазки, для обработки деталей. Была организована специальная мастерская. У меня работали три человека – мужчина и две девушки. Мы собирали отработанные масла со всего завода, из них готовили новый продукт и выдавали по цехам. Таким образом мы помогали заводу экономить, ведь свежие масла мы не получали, а перерабатывали свое же. Победу мы встретили на работе. На заводе имени Октябрьской Революции («Омсктрансмаш») я проработала всю жизнь, с 1939 года до выхода на пенсию.
Источник — Ростех