Государственная поддержка предпринимательства на федеральном уровне: требуется прозрачность

Рубрика: Публикации

Алексей Шестоперов,

руководитель направления  Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП)

Государственная политика в области поддержки малого и среднего предпринимательства характеризуется недостаточным уровнем прозрачности и информационной открытости. Не всегда понятные для предпринимателей «правила игры» снижают доверие к государственному аппарату.

В последнем послании Президента РФ Федеральному собранию развитие малого и среднего предпринимательства в очередной раз было обозначено в качестве одной из приоритетных задач, стоящих перед руководителями страны. «В России нужно создать максимально широкие возможности для ведения малого и среднего бизнеса», – заявил Президент. В начале января 2012 года тематика малого бизнеса вновь стала объектом внимания высших руководителей страны. Сколько бы слов не говорили о необходимости развития малого и среднего предпринимательства, важно понимать, что для устойчивого функционирования бизнеса требуются стабильные, а главное прозрачные «правила игры». При этом эти правила должны лежать в основе не только регуляторной деятельности государства, но и условий и принципов получения государственной поддержки. Однако сложившуюся систему государственной поддержки малого и среднего предпринимательства очень сложно охарактеризовать как прозрачную и понятную.

По данным исследования общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» «Предпринимательский климат в России: Индекс Опоры 2010—2011», среди малых и средних предприятий преобладает мнение, что региональные власти не уделяют достаточного внимания вопросам развития предпринимательства. Лишь каждое десятое предприятие (из опрошенных) участвует в какой-либо региональной программе поддержки малого и среднего бизнеса. В муниципальные программы поддержки вовлечено меньшее количество предприятий – порядка 7% от опрошенных компаний. Вполне вероятно, что низкая вовлеченность предпринимателей в реализацию программ обусловлена именно недостаточным уровнем прозрачности условий предоставления поддержки, слабым информационным сопровождением программ.

Как представляется, «задавать тон» всей системе государственной поддержки должен федеральный уровень, однако здесь ситуация с прозрачностью выглядит еще хуже, чем на региональном и муниципальном уровнях. Такой вывод можно сделать на основе анализа ряда фактов.

Очевидно, что в условиях широкого распространения информационных технологий для продвижения государственных программ должны быть максимально задействованы возможности сети Интернет. К сфере поддержки малого и среднего предпринимательства это относится в меньшей степени. Официальные федеральные порталы Минэкономразвития России, содержащие информацию о развитии малого и среднего предпринимательства (http://www.economy.gov.ru и http://smb.gov.ru/), не дают полной картины о системе государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. В идеале Федеральный портал малого и среднего предпринимательства (http://smb.gov.ru/) должен играть интегрирующую роль в этой системе. Он должен разъяснять предпринимателям условия и схемы предоставления различных мер поддержки, а также максимально широко освещать результаты государственной политики. Сейчас же он выполняет эту функцию крайне формально. Из основных документов в сфере предоставления поддержки на портале можно найти тексты государственных программ. Это уже неплохо, но недостаточно для того, чтобы сориентировать предпринимателей.

Неотъемлемой частью информационного сопровождения мер государственной поддержки предпринимателей должен выступать мониторинг результатов реализации программ. Информация об основных результатах и о преимуществах программ поддержки необходима предпринимателям для того, чтобы принимать обоснованные решения об участии в этих программах. В настоящий момент система мониторинга фактически не сформирована. Конечно, с некоторыми зачатками этой системы, интегрированными в Федеральный портал малого и среднего предпринимательства (например, специальный раздел «Отчеты» на портале), можно ознакомиться, однако основная информация о результатах реализации программ является отрывистой и по большинству субъектов РФ не доступна. Более того, используемые для отчетности показатели носят формальный и неинформативный характер (например, количество субъектов МСП, которым была оказана поддержка; сумма средств, выделенных на мероприятие; количество выданных грантов; количество предоставленных консультаций и т.п.), легко подвергаются искусственному воздействию и не отражают уровень доступности мер поддержки для предпринимателей, влияние мер на функционирование бизнеса.

Важным индикатором, демонстрирующим отношение государства к поддержке малого и среднего предпринимательства, является и то, что оно недостаточно эффективно выполняет функции по раскрытию информации о состоянии предпринимательского сектора, напрямую предписанные ему законодательно. Так, в соответствии со статьей 9 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации по вопросам развития субъектов малого и среднего предпринимательства относится «ежегодная подготовка доклада о состоянии и развитии малого и среднего предпринимательства в РФ и мерах по его развитию…и опубликование в средствах массовой информации этого доклада». Вместе с тем с 2008 года – с момента вступления в силу данного закона – был подготовлен лишь один доклад «О состоянии и развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации и мерах по его развитию в 2008 году», при чем сам доклад был опубликован (размещен на официальном сайте Минэкономразвития России) только в январе 2010 года.

Зачастую на решение предпринимателей об участии в государственных программах поддержки влияет мнение их «коллег» – других предпринимателей. В этой связи информация об успешных примерах и передовом опыте деятельности предпринимателей, получивших государственную поддержку, приобретает особое значение. На федеральном уровне тиражирование лучшей практики почти не осуществляется, поэтому малым и средним предприятиям не всегда видна польза от федеральной программы поддержки малого и среднего предпринимательства.

Возникает вопрос, что можно сделать для изменения ситуации с прозрачностью системы государственной поддержки предпринимательства в лучшую сторону. В принципе рецепт возможных действий очень прост и не требует приложения сверхусилий.

Во-первых, необходимо разобраться с подготовкой ежегодных докладов о состоянии и развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации и мерах по его развитию. Такие доклады следует готовить на регулярной основе.

Во-вторых, требуется оптимизировать структуру и информационное наполнение Федерального портала малого и среднего предпринимательства. Данный портал должен удовлетворять спрос различных категорий предпринимателей на информацию, необходимую им от государства для ведения собственного бизнеса.

В-третьих, необходимо усовершенствовать систему мониторинга за результатами реализации федеральной программы поддержки малого и среднего предпринимательства на основе уточнения форм отчетности и перечня показателей, своевременной актуализации информации о результатах, широкого освещения достигнутых результатов.

В-четвертых, особое внимание следует уделить тиражированию лучшей практики и лучшего опыта поддержки малого и среднего предпринимательства и широко освещать успехи, которые удалось достигнуть предпринимателям, получившим государственную поддержку.

Наконец, самое главное, необходимо обеспечить публичное обсуждение любых инициатив в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства с участием в таком обсуждении экспертного сообщества, бизнес-ассоциаций и непосредственно самих предпринимателей.

 

Рейтинг:
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (3 голосов, средний: 5.00 из 5)
Загрузка ... Загрузка ...
Просмотров: 787

Оставить комментарий или два

Пожалуйста, зарегистрируйтесь для комментирования.