Эксперимент с налоговым режимом для самозанятых показал свою состоятельность и теперь нужно задуматься о его скорейшем переводе на постоянную основу.
Такое мнение высказал аудитор Счетной палаты Андрей Батуркин на «правительственном часе» в Совете Федерации.
«Чем раньше люди поймут, что государство уже окончательно определилось и не экспериментирует, тем большее количество людей будет с большей охотой и активностью идти в этот режим. И мне кажется, что для бюджетов регионов это тоже будет существенным фактором», – заявил он.
Новый налоговый режим и эксперимент по его внедрению Счетная палата проанализировала в 2020 году. По мнению контрольного ведомства, со своей основной задачей – легализацией теневого рынка труда – он справился. При этом были выявлены факторы риска для бюджетов регионов. Так, компании могут злоупотреблять режимом самозанятых для незаконной налоговой оптимизации. Среди потенциальных схем Андрей Батуркин назвал перевод бывших сотрудников в самозанятые с использованием аффилированных компаний. «У ФНС есть хороший инструмент, который позволяет эти риски минимизировать. Но учитывая то, что сейчас этот режим распространяется уже на всю страну, риск может повыситься. Здесь важно внимательно мониторить этот вопрос», – подчеркнул аудитор.
Другой риск – потери доходов внебюджетными фондами (ФСС и ПФР). Минимизировать эту проблему Андрей Батуркин предлагает за счет внедрения мер по стимулированию самозанятых к участию в программах пенсионного страхования, которые должно разработать Правительство.
Также аудитор коротко прокомментировал ситуацию, к которой привела отмена Единого налога на вмененный доход (ЕНВД). Сейчас компании-плательщики ЕНВД переходят на другие системы налогообложения, в том числе на упрощенную (УСН). «При массовом переходе налогоплательщиков на УСН есть опасение, что налогооблагаемая база сократится, поскольку даже в относительно благополучном 2019 году (тогда было порядка 3,3 млн налогоплательщиков этого режима) 973 тысячи из них сдавали нулевую отчетность – это фактически треть. Поэтому мы считаем, что существует риск того, что какая-то часть бывших плательщиков ЕНВД пополнит их число, а это прежде всего негативно отразится на доходах субъектов Российской Федерации», – поделился опасениями аудитор. По его мнению, задача налоговых органов — обратить внимание на это обстоятельство, прежде всего, с точки зрения обеспечения контроля за полнотой уплаты налогов.
Отдельно в своем выступлении Андрей Батуркин отметил достижения ФНС в области цифровизации. По словам аудитора, с внедрением цифровых технологий функционал Службы значительно расширился и отошел от сугубо фискальной деятельности. Сегодня, помимо своих традиционных задач, ФНС создает единый реестр населения, является оператором информационной системы бухгалтерской отчетности. «Налоговая служба в последние два года стала активно собирать, анализировать очень большой массив данных, которые предоставляет в Правительство для принятия управленческих решений в социально-экономической сфере. Эти новые компетенции формально находятся вне рамок налоговой политики. Вместе с тем они влекут достаточно серьезную добавленную стоимость к экономике страны», – отметил аудитор.
Механизм налогового мониторинга, который на протяжении последних лет внедряет ФНС, аудитор и вовсе назвал целевой моделью для контрольно-надзорной системы страны. «На мой взгляд, – отметил Андрей Батуркин, – это прообраз работы контрольно-надзорных органов, в том числе и Счетной палаты, когда мы не будем приходить к проверяемому объекту, донимать его своими запросами и отвлекать от его непосредственной деятельности своим физическим присутствием во время проверки, а сможем эту информацию получать и анализировать удаленно».
Источник — Счётная палата РФ