
Ассоциация «Росспецмаш» —
Отгрузки российских зерновозов на рынок РФ сократились на 78% в 2025 году
По данным портала «Росспецмаш-Стат» (объединяет данные компаний, которые выпускают более 70% от всего объема производимых в РФ полуприцепов), отгрузки российских полуприцепов (используются с грузовиками-тягачами для перевозки различных типов грузов) за период январь-октябрь 2025 года сократились в количественном выражении на 57,4% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года и составили 9,042 тыс. единиц.
Отгрузки российских зерновозов в количественном выражении за рассматриваемый период сократились на 78%, до 207 ед., тентованных полуприцепов — на 80%, до 1,33 тыс. ед., контейнеровозов — на 61%, до 1,07 тыс. ед., изотермических полуприцепов — на 77%, до 124 ед., битумовозов — на 27%, до 667 ед., нетентованных полуприцепов на 43%, до 1,1 тыс. ед., тралов — на 39%, до 978 ед., бензовозов — на 40%, до 553 ед., самосвальных полуприцепов — на 42%, до 720 ед., рефрижераторов — на 53%, до 913 ед., цементовозов — на 25%, до 394 ед.
В октябре 2025 года отгрузки отечественных автомобильных полуприцепов составили 0,9 тыс. ед., сократившись на 60,6% по сравнению с октябрем 2024 года.
В целом внутренний российский рынок автомобильных полуприцепов за 10 месяцев 2025 года в количественном выражении упал в 2,7 раза по сравнению с аналогичным периодом 2024 года и составил 14,6 тыс. ед. Доля отечественных производителей на нем составляет более 80%.
Причиной негативной динамики стала запредельно высокая ключевая ставка, которая привела к заградительным ставкам по коммерческим кредитам и лизингу. В результате на фоне резко снизившийся инвестиционной активности потребителей у заводов существенно сократилось число заказов.
Среди причин также — снижение финансирования национальных проектов в области строительства, резкое сжатие рынка грузоперевозок, а соответственно — снижение потребности в обновлении парка техники. Перевозчики сегодня находятся в сложном финансовом положении в связи с ростом расходов на осуществление текущей деятельности и резким сокращением количества заказов.
Кроме того, у компаний по выпуску полуприцепов продолжают расти издержки производства, связанные с высокими ценами на комплектующие, электроэнергию, логистику.
Российское производство автомобильных полуприцепов в последние годы неуклонно росло, в том числе благодаря введению утилизационного сбора и повышению таможенных пошлин на отдельные виды полуприцепов из недружественных стран. Результатом реализации этих эффективных механизмов стал тот факт, что отечественные машиностроители уже сегодня могут полностью заместить иностранные автомобильные полуприцепы на внутреннем рынке. Для этого у заводов есть все необходимые компетенции и мощности.
Сейчас необходимо поддержать добросовестных перевозчиков, в том числе увеличить предельный размер не облагаемых налогом суточных для водителей, которые работают на эти компании. Также важно защитить рынок от нелегальных перевозчиков, считают в Ассоциации «Росспецмаш».
Российская ассоциация производителей специализированной техники и оборудования (Ассоциация «Росспецмаш»)
Тел: 8(495)781-37-56, доб. 213