В рамках проекта Фонда перспективных исследований «Контур» прошли испытания инновационного сверхпроводникового электрогенератора (ВТСП-генератора).
Главной областью применения разработки станут перспективные авиационные гибридные силовые установки (ГСУ) большой мощности. Испытания проведены на базе головного исполнителя проекта – компании «СуперОкс».
В ходе первого этапа испытаний подтверждена правильность выбора технических решений, продемонстрирована стабильная работа устройства. При массе генератора 310 кг обеспечена номинальная мощность 700 кВт с коэффициентом полезного действия не менее 98,4%.
Применение сверхпроводниковых материалов позволяет значительно повысить функциональные характеристики авиационных гибридных силовых установок. При этом создание мощных ГСУ мегаватного класса требует формирования криогенного контура – единой многоканальной криогенной системы, которая будет обеспечивать функционирование как источников, так и потребителей электрической энергии, включая системы ее передачи и распределения.
Данная разработка получила наименование «авиационная интегрированная электроэнергетическая система на основе единой ВТСП-платформы» (ВТСП-АИЭС). Переход на единый криогенный контур позволяет решить важные технические задачи, необходимые для создания перспективных электроэнергетических комплексов летательных аппаратов: повышение напряжения в бортовой сети и ее энергоэффективности, обеспечение электромагнитной совместимости и электробезопасности.
В состав разработанного демонстратора ВТСП-АИЭС входят ВТСП-генератор мощностью 700 кВт, ВТСП-электродвигатель мощностью 500 кВт, ВТСП-кабель, ВТСП токоограничивающее устройство, распределительное устройство, аккумуляторная батарея, системы управления и единая криогенная система.
По результатам последующих этапов испытаний демонстрационный образец ВТСП-АИЭС будет испытан на летающей лаборатории.
Дальнейшее развитие ВТСП-АИЭС разработчики связывают с использованием в системе криообеспечения сжиженного водорода, который может одновременно выступать и как топливо, и как хладагент.
Источник — Фонд перспективных исследований