«Делай с нами, делай, как мы, делай лучше нас !?»
Размышления на тему «аграрного бенчмаркинга» и общей пользы знаний
Из архивов старого сайта консалтингово-информационного агентства САМБРОС КОНСАЛТИНГ
Впервые опубликовано в июле 2012 года
Недавно я, в очередной раз, просматривал сайты наших деловых партнеров. И мое внимание привлекла короткая заметка, размещенная на сайте Института Конъюнктуры Аграрного Рынка (ИКАР). Далее привожу ее полностью:
(начало цитаты)
Система внедрения аграрного бенчмаркинга в российский АПК
будет обсуждаться на конференции в Москве
11.07.12
На XVIII Международной конференции «Причерноморское зерно и масличные 2012/13», которую Российский Зерновой Союз проведет совместно с Институтом Конъюнктуры Аграрного Рынка 06 сентября этого года в Москве будет обсуждаться проблематика внедрения системы аграрного бенчмаркинга на территории России.
Глава Департамента аграрного бенчмаркинга НИИ сельской местности, лесного и рыбного хозяйства Германии Доктор Елто Циммер расскажет в своем докладе о процессе определения, понимания и адаптации имеющихся примеров эффективного функционирования системы аграрного бенчмаркинга с целью улучшения ситуации в российском АПК. Г—н Циммер проведет оценку процесса внедрения системы, а также сопоставит его на всех стадиях с тем, как это происходит в Германии.
(конец цитаты)
Для того, чтобы все понимали, что скрывается за термином «Бенчмаркинг», приведу одно из его многочисленный определений.
БЕНЧМАРКИНГ (англ. bench mark — начало отсчета) — метод использования чужого опыта, передовых достижений лучших компаний, подразделений собственной компании, отдельных специалистов для повышения эффективности работы, производства, совершенствования бизнес—процессов; основан на анализе конкретных результатов и их использовании в собственной деятельности. (Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА—М, 2006. — 495 с )
Ну вот теперь понятно, о чем идет речь: изучение и внедрение опыта и достижений передовых предприятий и организаций для улучшения работы своей компании.
Метод, безусловно, интересный и полезный не только в сфере агропромышленного комплекса. Впрочем, как многие понимают, бенчмаркинг (как и другие методы) не является панацеей, содержит опасности, и при неправильном применении может привести к откровенно слабым результатам, и даже негативным последствиям.
Впрочем сначала давайте восстановим историческую справедливость. Это важно не только для тех, кому истина дорога сама по себе. Восстановление исторического факта будет важно и для тех, кто, работая в сфере сельскохозяйственного производства (и связанных с ним отраслях), решит прибегнуть к бенчмаркингу для повышения эффективности своего агропроизводства.
Зарубежные и российские апологеты «бенчмаркетинга» считают родиной его рождения США, годом рождения — 1972 год, а датой первого громкого успеха — 1979 год.
Это очень интересно, потому, что в СССР государственная система изучения и внедрения опыта передовых сельскохозяйственных предприятий (для любителей модных терминов читать: «аграрного бенчмаркинга») родилась еще в довоенные годы (1937 — 1939г.), а в послевоенный период (1945—1955) получила широкое развитие.
Вот тебе и «здрасте!»
«Система аграрного бенчмаркинга» в сферу АПК фактически внедрена еще в СССР за 35 лет до того, как бенчмаркинг «открыли миру» зарубежные ученые—консультанты. А в 2012 году их ученики у нас «аграрный бенчмаркинг» внедрять собираются! Тут я, как сатирик Задорнов, во—первых, не пойму: как можно внедрять уже давно внедренное?
А во—вторых, по—моему мнению, опоздали, германские специалисты, с предложением внедрять в России «систему аграрного бенчмаркинга» примерно на 75 лет! Идея с внедрением—то «не первой свежести»…
И не останавливает европейских специалистов то, что еще не до конца разрушена российская (по сути — советская) наука и образование, что еще живы и работают те специалисты, которые всем этим (и гораздо более серьезными вещами) занимались и занимаются еще с советских времен…
Так неужели настолько «не информированы» по этому вопросу германские чиновники и специалисты? Ой, хромает у них тогда информационная составляющая менеджмента!
Или, может, под термином «аграрный бенчмаркинг» в Германии понимают нечто другое, чем изучение и внедрение опыта и достижений передовых предприятий и организаций для улучшения работы своей компании?
Может теперь в объединенной Европе модно в давно существующие термины вкладывать совершенно новые понятия (и именно потому, подхватив вирус европейской моды, в России у каждого прилавка вместо продавца, появился свой «менеджер») ?
Думаю, что все эти вопросы будет разумно адресовать нашим российским ученым и консультантам, а также их германским коллегам, собирающимся учить российских аграриев. Для чего я обязательно направлю эту заметку всем заинтересованным сторонам.
Предложим им ответить на несколько вопросов по теме аграрного бенчмаркинга, а по прошествии непродолжительного времени, мы опубликуем ответы (либо указание на тех, кто от ответа уклонился) у себя на сайте и в дружественных аграрных СМИ.
.
С уважением,
Александр Викторович САМБРОС
P.S. В качестве примера, как за рубежом охраняется тайна технологии производства, Вы можете узнать из документального фильма «Корпорация еда» Роберта Кеннера (США)
/ Фильм можно найти на видеохостинге youtube /