1 0
Read Time:1 Minute, 46 Second

5 февраля в Новосибирске стартовал этап наземных отработок самолета-летающей лаборатории с демонстратором гибридной силовой установки (ГСУ), оснащенной сверхпроводниковым (ВТСП) электродвигателем мощностью 500 кВт.

Двигатель создан в рамках совместного проекта Фонда перспективных исследований и компании «СуперОкс» (шифр «Контур»).

В ходе проведённых испытаний на летающей лаборатории, разработанной специалистами Сибирского научно-исследовательского института им. С.А. Чаплыгина (ФГУП «СибНИА») на базе самолета Як-40, подтверждена правильность выбранных электротехнических, прочностных и компоновочных решений, отмечена корректная совместная работа самолетного оборудования и ВТСП — электродвигателя.   Исследованы условия электромагнитной совместимости бортового и ВТСП-оборудования, основные режимы работы электродвигателя и его систем: захолаживание, пуск, остановка, работа под нагрузкой.

Совместный проект Фонда перспективных исследований и ЗАО «СуперОкс» «Контур» стартовал в 2016 году. Целью проекта стало создание электроэнергетических систем на основе принципа сверхпроводимости и разработка технологии производства высокотемпературных сверхпроводников в виде ленты (ВТСП-ленты). Более высокая плотность тока, допустимая в ВТСП-материалах, приводит к значительному улучшению основных характеристик электродвигателей и кабелей. Полученный в ходе выполнения проекта «Контур» научно-технический задел обеспечивает возможность двукратного повышения удельной мощности электрических машин, а также снижение расхода топлива при их использовании в составе гибридных силовых установок.

Успешная реализация данных исследований в перспективе позволит создать отечественные ГСУ и электроэнергетические комплексы для полностью электрических самолетов и вертолетов, отличающихся от существующих образцов авиационной техники более совершенными эксплуатационными характеристиками.

Разработка гибридной силовой установки, включающей в себя газотурбинный турбовальный двигатель с генератором, выполнена Центральным институтом авиационного моторостроения им. П.И. Баранова (ФГУП «ЦИАМ») совместно с ФГБОУ ВО «УГАТУ».

По итогам испытаний на базе ФГУП «СибНИА» прошло рабочее совещание с участием руководителей реализующих проект организаций.

В период с 2021 по 2025 годы запланирована постановка проектов Фонда по разработке демонстрационных образцов и технологий для создания полностью электрического самолета/вертолета, что позволит Российской Федерации стать мировым лидером в переходе от традиционного парка летательных аппаратов, к аппаратам нового поколения. В высокой степени готовности находятся работы по созданию демонстраторов гибридной силовой установки на основе газотурбинного двигателя на водородном топливе и электроэнергетического комплекса, использующего ВТСП-материалы, электроэнергетического комплекса перспективного винтокрылого аппарата соосной схемы, преобразовательной техники и источников питания электроэнергетических комплексов, а также радиотехнических устройств с криогенным охлаждением.

Источник  — Фонд перспективных исследований

Авиационный сверхпроводниковый электродвигатель испытан в составе самолета

Happy
Happy
0 %
Sad
Sad
0 %
Excited
Excited
0 %
Sleppy
Sleppy
0 %
Angry
Angry
0 %
Surprise
Surprise
0 %