ГЕЛЕНДЖИК (Краснодарский край). Грузовое судно ФГУП «Росморпорт» впервые в рамках проекта по внедрению безэкипажного судовождения совершило рейс в автоматическом режиме под контролем экипажа.
Грунтоотвозная шаланда «Рабочая» осуществила испытательный рейс в районе морского порта Геленджик.
В ходе рейса испытана возможность шаланды распознавать цели и предлагать оптимальный маршрут маневрирования.
ФГУП «Росморпорт» начало испытания оборудования для безэкипажного судовождения в 2020 году. Проект реализуется при поддержке Министерства промышленности и торговли России и при участии Министерства транспорта России и Российского морского регистра судоходства.
В 2019 году для отработки технологий безэкипажного судовождения в рамках проекта по внедрению безэкипажного судовождения АНО «Отраслевой центр МАРИНЕТ» Национальной технологической инициативы Росморпорт выделил под испытания связку судов в составе дноуглубительного каравана: земснаряд «Редут» и построенную в 2019 году шаланду «Рабочая». На земснаряде «Редут» установлен пульт дистанционного управления грунтоотвозной шаландой «Рабочая», с которого возможно осуществлять контроль и управление шаландой. Специальная аппаратура в составе единой базовой технологической платформы установлена и на шаланде.
Испытания дноуглубительного каравана судов будут продолжены. Предприятие рассчитывает, что в дальнейшем один экипаж на головном судне – земснаряде сможет одновременно вести управление сразу всеми судами каравана. Это позволит оптимизировать количество персонала на судах и улучшить координацию его работы. В случае успешного завершения пилотного проекта дистанционное и автоматическое управление судами дноуглубительного каравана можно будет считать вкладом ФГУП «Росморпорт» в инновационное развитие мирового судоходства.
Кроме того, в 2020 году распоряжением Федерального агентства морского и речного транспорта в границах Невско-Ладожского района ФБУ «Администрация «Волго-Балт» создана тестовая акватория «Беспилотник». Она уже зарегистрирована на официальном портале научно-технологической инфраструктуры РФ в качестве Уникальной научной установки с регистрационным номером 1793429.
Проект также нацелен на испытания беспилотной морской и речной техники и технологий безэкипажного судоходства и реализуется по поручению Минтранса России и ФАМРТ в рамках сотрудничества ФБУ «Администрация «Волго-Балт» и ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова.
Тестовая акватория состоит из речного и озерного сегментов, которые размещены на водных путях Волго-Балта и включают участок Невы, Ладожского озера и устья р.Свирь.
Площадка на 1371-м км р. Нева в Санкт-Петербурге площадью 0,6 кв. мили «заточена» под испытания небольших моделей автономных судов, выводить которые на Ладогу нецелесообразно.
Тестовая акватория позволяет проводить испытания судов всех четырех уровней автономности согласно классификации Международной морской организации.
Помимо работ по проведению испытаний полноценных грузовых автономных судов, достаточно перспективным является направление по испытаниям судов-«роботов», обеспечивающих обслуживание водных путей, например, производство гидрографических исследований, траления, контроля местоположения средств навигационного оборудования и др. Первые испытания маломерных беспилотных плавсредств на Невской площадке полигона прошли в сентябре 2020 года.
Источник — Росморречфлот